ГОЛОСА ПОДЗЕМНЫХ ПРИЗРАКОВ
Если просидеть несколько часов, то начнутся глюки. Чаще всего отдаленные женские голоса, хотя бывают и музыкальные образы: однажды я слышал, как военно-морской хор исполняет песню «Варяг», - так описывает пережитое в темноте пещер известный спелеолог П. Мирошниченко.
Подземные голоса хорошо известны шахтерам и спелеологам. Вдруг по неизвестным причинам в определенных местах под землей возникают непонятные звуки. Иногда они напоминают что-либо знакомое. Слушать это, когда точно знаешь, что вокруг никого нет, конечно жутко. Какой-то плач ребенка в заброшенной выработке, женские голоса... Легенды о Хозяйке Медной горы, о призраках подземелий явно рождались не на пустом месте. Приученные к сказам П.Бажова, мы легко воспринимаем, что Хозяйка Медной горы разговаривает. Однако изучение даже школьных курсов физики и экологии говорит об обратном: Хозяйка во плоти и крови существовать в горных пустотах не может - нужен какой-нибудь хотя бы простенький «горный биоценоз».
Итак, скорее всего подземные голоса относятся к категории - «почудилось». При отсутствии обычных каналов поступления информации о внешнем мире наш мозг поневоле заменяет пустоту чем-нибудь привычным, вытаскивая его откуда-то из подсознания. Получается, что физическая проблема формирования подземных голосов превратилась в проблему психологическую. Но справедливо ли это?
Воспользуемся принципом - дыма без огня не бывает. Где-то при каких-то процессах внутри земли возникает «огонь», который создает голоса пещерных призраков. Первое, о чем приходится говорить, это - механические напряжения в горных породах. Под большим давлением появляются трещины или микротрещинки. В механике сплошных сред такой процесс называют ползучестью. Каждая трещинка - это обязательно звук. Причем не просто «щелчок». Обычно - это затухающие колебания. Трещинок много, колебаний много, появляется «голос». А уж наше подсознание, видимо, решает, что это - женский крик или плач ребенка.
Под землю проникают звуки с поверхности. Есть даже такое понятие - «подземные звуковые каналы». Как это ни удивительно, подобные каналы в большей степени изучались морскими специалистами. Необходимо было искать возможности связи с подводными лодками. Хотя бы через «каналы» под дном моря. Водные же звуковые каналы не всегда надежны. Звуковые каналы в обычных грунтах на суше изучались меньше, поскольку отсутствовала практическая надобность.
И вот в чисто научном источнике, «Атласе временных вариаций...», в 1998 году появились данные экспериментального исследования подземных звуков, выполненного учеными Республики Беларусь в различных регионах. Регистрировались звуки на различных частотах. Наиболее интересно следующее. Интенсивность низкочастотных звуков резко падает с удалением от поверхности, минимум - на глубинах от 250 до 600 метров, а глубже интенсивность снова растет. Звуки с частотой повыше (более 600 Гц) вблизи поверхности вообще ничтожно малы, но после 500 метров усиливаются.
То есть звуки формируются в основном где-то внутри земли и идут из глубины. Так и хочется написать о стонах грешников, доносящихся из чистилища или из ада. Науке неизвестно, на какой глубине располагаются эти «помещения» Люцифера и насколько они распределены по пространству Земли, но где-то там... внизу.
Как в любой неоднородной среде, возможна концентрация интенсивности звука. При переходе звука из окружающих пород в пещерную пустоту могут происходить странные физические явления.
Но большую жуть в пещерах навевают не простые слышимые звуки, а нечто неслышимое. Оно вызывает непреодолимый ужас.
В связи с этим нельзя не упомянуть широко известную Кашкулакскую пещеру.
«Побывавшие в Кашкулакской пещере рассказывают удивительные вещи. В какой-то момент их охватывает беспричинный панический страх. Забывая обо всем, бросая снаряжение, они со всех ног мчались, обгоняя друг друга, на выход, к свету». Об этом рассказывает спелеолог И. Барановский.
Кашкулакская пещера спрятана в отрогах Кузнецкого Алатау, в Хакасии. Являлась культовой пещерой древних хакасов. Здесь приносились жертвы богам, в том числе - человеческие. В переводе на русский название пещеры звучит как «пещера черного дьявола».
В рассказе спелеолога А.Каманова описаны собственные впечатления: «И вдруг мне становится как-то не по себе, возникает неясное чувство тревоги. Дальше - больше. Волнение нарастает, и вот я, который никогда не был трусом, трясусь весь, как осиновый лист, панический страх! А чего боюсь, сам не знаю...» Это произошло в пещерах Урала.
Из рассказа Е.Якимова: «Пытаясь раздуть огонь в костре, я оперся коленками и локтями о землю, и в это мгновение почувствовал пульсацию, исходящую из недр Земли, пульсация была в ритме сердца, впечатление такое, как будто билось сердце огромных размеров». Речь также о пещерах Урала.
В одной из своих статей И.Винокуров пытается объяснить все эти явления воздействием на людей аномалий магнитного поля. Он уточняет, что «...стрелки компаса крутятся как бешеные, иногда залипают».
Стрелки компасов могут показывать что угодно даже в наших собственных квартирах. Возьмите компас и пройдитесь по комнатам. Вы можете обнаружить, что «северная» стрелка показывает куда угодно, только не на север. Стрелка притягивается к электрической проводке, хотя не должна, ведь в проводах переменный ток. В общем, дома у многих из нас сплошные аномалии.
Возмущения магнитного поля, так называемые магнитные бури, влияют на человека. Очень сильно действуют на людей с сердечно-сосудистыми проблемами. Но чувства ужаса не бывает. А вот от некоторых звуков ужас появляется.
Есть неслышимая, но воспринимаемая нами часть звукового диапазона - инфразвук. Воздействие инфразвуком на людей вызывает у них иррациональный ужас. Описан первый опыт, проведенный в театре физиком Робертом Вудом, когда по ходу спектакля надо было изобразить «поступь времен». Для генерации инфразвука Вуд приспособил органную трубу очень больших размеров. От этой «поступи времен» зрители в панике рванулись из зала. Известный французский физик Гавро построил свой излучатель инфразвука недалеко от фабрики, где работали люди. После включения установки все рабочие в ужасе бросились из цехов наружу. Объяснить свое поведение они не смогли.
Существует гипотеза, объясняющая проблемы знаменитого Бермудского треугольника воздействием инфразвука на экипажи морских судов. Правда, в известных публикациях почему-то «потерялась» важная составляющая - фокусировка инфразвука. Опасность иррационального ужаса возникает, когда судно попадает в зону фокуса. Но есть еще хитрое явление - резонанс. Когда будущий академик В.В. Шулейкин выявлял существование биологически опасного «голоса моря», то приемником этих колебаний служил резонирующий надутый водородом шар диаметром около метра. Резонанс полостей зависит от многих причин, но применительно к сочетанию «воздушная полость - горные породы» такой резонанс довольно распространенное явление.
Особенно важным для возникновения резонанса является длинный узкий ход и большая полость. Имеются даже математические модели подобных систем, по которым определяются условия акустического резонанса.
В результате возникают легенды об «ужасе пещер», когда одновременно с психологической подготовленностью людей действует нормальное физическое явление. Особенность инфранизких резонирующих звуков лишь в том, что они неслышимы. Организм человека их воспринимает, но через обычные слуховые рецепторы они не фиксируются. И возникает необъяснимый страх.
Можно ли каким-то образом защититься от действия инфразвука? Считается, что можно. Если на ожидаемый инфразвук наложить обычный громкий звук, например музыку. Тогда возникает хитрый эффект «звукомаскировки». Он описан в литературе, но применительно к инфразвуку, похоже, никем не проверен.
Лучше всего из подобных ситуаций просто-напросто выбираться как можно быстрее. Мощный инфразвук не только вызывает чувство ужаса. На некоторых частотах он убивает.